тел. ‎+7(981) 813-19-86 г. Санкт-Петербург, Большой пр. ВО д.76 корпус 2

Коктебель

2 Апр

Дом — музей Максимильяна Волошина

Если, выйдя из пансионата «Югра», немного спустится по улице Десантников до набережной, а затем повернуть налево, то минутах в 5-8 ходьбы вдоль берега моря можно встретить необычный памятник. На небольшой площадке, где продаются украшения, сувениры, картины, полудрагоценные камни и тому подобное, стоит скульптура, изображающая бородатого мужчину с посохом в руке, повернувшегося к морю спиной. А напротив этого памятника расположен неброский, но весьма необычный двухэтажный дом. Речь идёт о памятнике и Доме-музее Максимилиана Волошина, поэта, художника и  мыслителя начала двадцатого века. Дом этот помнит многих выдающихся деятелей русской литературы, искусства и науки. Они приезжали сюда, увлечённые рассказами его хозяина о Коктебеле. Здесь в разное время гостили Осип Мандельштам и Марина Цветаева, Николай Гумилёв и Михаил  Булгаков, Алексей Толстой и Генрих  Нейгауз, Корней Чуковскй и Андрей Белый, Михаил Зощенко и Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и многие другие, чьи имена заслуженно вошли во всемирную историю культуры человечества. Волошин обладал необычным видением Коктебеля и охотно делился им со своими гостями, после чего те безнадёжно влюблялись в это загадочное место, и стремились сюда снова и снова.
Дом, где можно было бы творить, читать и общаться с близкими людьми,  Волошин построил по собственному проекту – в 1903 году, на участке, купленном у А.Юнге отчимом Максимилиана, Павлом фон Теш. На момент начала строительства Волошину исполнилось 26 лет. К этому времени он уже много путешествовал по странам западной Европы и успел побывать  во Франции, Италии, Испании, где сформировался его художественный вкус, что со временем находит своё выражение и в облике Дома. А в литературных кругах того времени он становится известен, как поэт и критик, увлекающийся к тому же и живописью.
В начале Дом был одноэтажным, маловыразительным сооружением, и через девять лет Волошин проводит его реконструкцию, достраивает второй этаж и Дом приобретает необходимый колорит, становясь при этом вместительнее и комфортнее. Внешне дом, по замыслу Волошина, должен был изображать необычный корабль, стоящий на берегу моря. Трёхгранный фасад с высокими окнами, обращённый на восток, напоминает алтарную часть храма, и это так же – часть замысла. Всего в Доме находятся 22 комнаты, около 15 из которых рассчитаны были на приём гостей. Посетители Дома сразу же вовлекались в необычную Игру, придуманную и вдохновляемую Волошиным. Составляющими Игры были всевозможные литературные поединки, мистификации с переодеваниями и перевоплощениями, походы в горы или бурные дискуссии о роли искусства в жизни человечества. Одевались посетители Дома вопреки тогдашней вычурной моде — просто и удобно, всячески высмеивая моду «буржуа» своего времени. Называли они себя с подачи самого Волошина «обормоты». Помимо игр, днём гости помногу работали, а вечерами обсуждали получившиеся в результате новые произведения искусства.
В сложные времена становления Советской власти в Крыму хозяин Дома вместе с мамой, Еленой Оттобальдовной Кириенко-Волошиной, прятали в лабиринтах его комнаток попеременно то красных комиссаров, то белых офицеров, за что снискали симпатии новой власти, однако были причислены к врагам – белогвардейцами. Сам же Волошин при этом не был большим приверженцем той или иной власти, а просто выступал за объективное отражение событий. Активная творческая деятельность «обормотов» в этот период была приостановлена. И лишь в 1923 году Дом снова наполняется гостями. Волошин ищет способ официально закрепить за домом статус «художественной колонии».
Второе, «советское» рождение Дом праздновал в 1924 году, когда заведующий культурой страны А.В.Луначарский легализовал деятельность «художественной колонии», выдав Волошину документ, разрешающий ему устроить «…в Коктебеле в принадлежащем ему доме бесплатный дом отдыха для писателей, художников, ученых и при нем литературно-живописную мастерскую». В этот период к постояльцам Дома присоединяются Михаил Булгаков, Андрей Белый, Всеволод Рождественский, Александр Грин и многие другие. Снова Коктебель становится излюбленным местом интеллигенции, снова Максимилиан Волошин проводит её представителей через свой Дом, предлагая тёплое человеческое общение и помогая раскрывать творческий потенциал, заложенный в каждом посетителе. Некоторые гости здесь впервые начинают писать картины, напутствуемые советами Волошина. Вечерами читаются стихи и поются песни в сопровождении гитары.
В 1927 году Волошин вступает в брак с ухаживавшей за ним медсестрой Марией Заболоцкой, которая активно помогает вести хозяйство в наполненном гостями Доме. Во многом именно благодаря стараниям Марии Волошиной, дом продолжает собирать гостей какое-то время и после смерти Максимилиана.
Умер Максимилиан Волошин 11 августа 1932 года и был похоронен в Коктебеле на горе Кучук-Енишар, в соответствии с собственным завещанием. А Дом при активном участии Марии Заболоцкой-Волошиной впоследствии становится Домом-музеем. Однако официально этот статус был закреплён за ним лишь в 1984 году, спустя 8 лет после смерти жены Волошина.

В конце 90-х годов Дом снабдили специальным освещением… и его фасад начал «менять цвета» по ночам. В 2007 году закончилась реконструкция здания музея, длившаяся три года, и его экспонаты снова стали доступны для посетителей в полном объёме.
Сегодня образ былого Коктебеля затерялся где-то в суете разнообразного крымского сервиса a’la «всё для отдыхающих», и только Дом-музей представляет редкую возможность хотя бы ненадолго окунуться в те необычные времена, пережитые здесь некогда группой талантливых людей под предводительством Максимилиана Волошина. По словам известного поэта-символиста Андрея Белого, Дом  этот представляет собой своеобразный слепок с личности его хозяина. И правда, здесь все предметы странным образом переплетаются, образуя ту самую коктебельскую атмосферу, видением которой щедро делился Волошин с близкими ему по духу людьми. От сухих трав  в глиняных сосудах  до акварелей работы Волошина – в одной из комнат, от уникальной библиотеки (всего  здесь более 9 тысяч книг), — до мебели, сделанной самим Волошиным. Просторная мастерская Волошина изумляет необычностью планировки. На стене, над старинным комодом, располагаются причудливые «Габриаки» — обработанные морем корни растений, найденные Волошиным на берегу. В центре просторной мастерской находится отделённое книжными полками небольшое помещение, названное Волошиным «каюта Таиах». Таиах — имя древнеегипетской царицы, чья скульптура там помещена у стены между двумя кроватями. Вдоль другой стены, возле огромных окон, находятся полки с набором сухих красок. Рядом стоит мольберт. Белая деревянная лестница ведёт в спальню, расположенную над «каютой». На стене возле лестницы – несколько портретов Максимилиана Волошина, подаренных ему друзьями-художниками. Выше мастерской располагается мансарда, в которой любил останавливаться Николай Гумилёв.  Мансарда поэтому была прозвана «Гумилевской». Верхняя терраса – площадка над крышей дома, где всегда находился телескоп, называлась «капитанский мостик».
В Доме-музее постоянно проводятся экскурсии – большими или малыми группами. Начинается экскурсия на первом этаже и проходит через три комнаты, после чего группа по внешней лестнице поднимается на второй этаж, в мастерскую Волошина, где экскурсия и завершается. Малые группы набираются по десять человек. Таким группам доступно большее количество экспонатов музея и разрешено посещение недоступных для общей экскурсии мест. Не упустите возможность побывать здесь и испытать на себе обаяние Дома. При этом не стоит забывать, что в любой экскурсии немаловажную роль играет человеческий фактор. Посредственность экскурсовода может оставить невнятное и фальшивое  впечатление от объекта экскурсии. Хороший экскурсовод способен передать подлинный дух места, искусно расставляя акценты, избегая лишних подробностей и «оживляя» своим рассказом экспонаты. Нам известно, что в 2009 и 2010 годах таким экскурсоводом являлся Вадим. Его мы Вам и рекомендуем. Желаем приятных впечатлений!

Внимание! Авторский материал (Макс Руденко). Копирование текстовых и фото данных с сайта разрешается только по согласованию с правообладателем! (см. раздел «контакты»).
При составлении статьи использовались материалы с ресурсов: www_home-voloshin_ru / www_ozmns_narod_ru.